Основные события происходят в 2277 году, спустя 200 лет после ядерной войны и 36 лет после событий Fallout 2 на месте бывшего Вашингтона и округа Колумбия,
ныне известного как Столичная пустошь (Capital Wasteland). По сравнению
с пустошами Западного побережья Столичная пустошь очень мала, однако
насыщена примечательными объектами и населёнными пунктами. В игре есть
ряд строений, как фиктивных, существующих в рамках вселенной Fallout
(фабрика Nuka-Cola, автомобильный завод Crysalis, Анкориджский
мемориальный комплекс), так и реальных архитектурных памятников (Монумент Вашингтона, Мемориал Линкольна, Капитолий, Пентагон) а также кратер на месте Белого Дома, разрушенного ядерным ударом.
Столичная Пустошь стала ареной для выживания и влияния различных
группировок, начиная от осёдлых жителей небольших городков (некоторые
насчитывают не более десятка жителей), беспринципных рейдеров, супермутантов, одичавших гулей и заканчивая организованными группировками, такими как работорговцы, Братство Стали, отколовшиеся от них Изгои, Компания Коготь и Анклав. Стороны ведут непрерывную войну между собой за каждый стратегически важный объект.
Немаловажная роль отводится Вашингтонскому метрополитену, через туннели которого игроку придётся пробираться в случае, когда путешествие по поверхности невозможно.
Игровая вселенная Fallout 3 оформлена в стиле пятидесятых годов XX века,
однако по своему технологическому развитию мир к моменту начала Великой
войны 2077 года, за 2 часа уничтожившей практически всю земную
цивилизацию, намного опережал реальный. Автомобили с атомными
двигателями как альтернативными источниками энергии, повсеместное
распространение роботов-помощников по дому, роботов-охранников и даже
роботов-солдат, лазерное и плазменное оружие — примеры технологического
скачка в альтернативной реальности мира Fallout 3. При этом многие технологии остались на уровне середины XX века, например, телевизоры с маленьким экраном, бытовая техника и многое другое.
Геймплей
Игровая механика основана на сильно изменённой под действия в
реальном времени (в отличие от ранней пошаговой концепции ведения боя)
игровой системе SPECIAL.
Оружие и броня теперь могут изнашиваться и приходить в негодность. Для
их ремонта необходимо либо чинить у торговцев, либо самостоятельно
разбирать и использовать части идентичных предметов. Сражения проходят
в реальном времени с возможностью тактической паузы и прицеливания в
определенные части тела цели (этот режим называется V.A.T.S.).
В отличие от первых двух частей (где действия происходят в
изометрической проекции), в Fallout 3 действие происходит от первого
либо третьего лица. Игра сохранила часть свободы действий и
исследование мира игроком. Игроку доступен PIPBoy-3000, превосходящий
по функционалу PIPBoy-2000 из предыдущих частей. PIPBoy-3000 носится на
запястье левой руки, имеет встроенный счётчик Гейгера, радиоприёмник,
детальную карту местности и мира. С помощью устройства также можно
управлять снаряжением, просматривать текущие характеристики персонажа,
его состояние, продвижение по квестам и различные заметки (аудио- и
текстовые сообщения).
По радио доступны несколько радиостанций, среди которых: пропагандистское радио Анклава (ретрансляция спутниками-шпионами сообщения нового президента Анклава Джона Генри Эдена); джазовые
композиции Galaxy News Radio, перемежаемые новостями диджея
Тридогнайта; классическая музыка Агаты; короткие сообщения радиомаяков
и записанные в момент катастрофы призывы о помощи с любительских
радиостанций; маяк инопланетного корабля, сообщение от Аматы об убежище
101.
V.A.T.S.
Система V.A.T.S. в режиме тактической паузы
В игре используется «Система автоматизированного наведения
Vault-Tec», или V.A.T.S (Vault-tec Auto Targeting System), которая
позволяет определять очередность действий при стрельбе по врагам.
V.A.T.S. частично схожа с пошаговым режимом Fallout и Fallout 2,
из которых разработчики позаимствовали возможность прицеливания в
разные части тела. Если задействован V.A.T.S., то игровое время
приостанавливается. На каждое действие тратится некоторое количество
очков действия, разное в зависимости от цели и используемого оружия.
Используя V.A.T.S. против врага-гуманоида, можно выбрать для
прицеливания семь различных областей тела: голова, туловище, левая
рука, правая рука, оружие, левая нога и правая нога. Однако могут быть
и другие доступные цели для негуманоидных существ (например, крылья у
дутня, усики у муравья). При активации V.A.T.S. на экране отображается
вероятность попадания в указанную область (в процентах). Данная
вероятность рассчитывается, исходя из расстояния до цели и навыка
владения соответствующим видом оружия. В отличие от предыдущих игр
Fallout, прицеливание в глаза или пах невозможно. Существует также шанс
на нанесение критического урона. В случае критического попадания
возможно отрывание конечности или обезглавливание противника.
Последствия полученного врагом увечья зависят от того, какая часть тела
пострадала.
Голова: снижение восприятия, эффект сотрясения мозга.
Руки: ухудшение меткости. При выходе руки из строя противник роняет оружие.
Грудь: увеличивается шанс упасть при получении урона.
Ноги: снижение скорости передвижения. Противник теряет возможность атаковать в прыжке или с разбега.
Оружие: выведение оружия из строя и возможность выбить его из рук противника.
Сюжет
Убежище 101 — жемчужина Пустошей. В течение 200 лет Убежище 101
верой и правдой служило своим обитателям. Хотя мировая ядерная война
2077 года оставила США практически в руинах, жители Убежища 101
наслаждаются жизнью, свободной от непрерывного стресса внешнего мира.
Гигантские насекомые, рейдеры, работорговцы и даже супермутанты не в
силах справиться с великолепными технологическими достижениями
Vault-Tec. Убежищу 101 суждено было быть запечатанным вечно. Но однажды
главный герой (героиня) просыпается и обнаруживает, что его (её) отец
отверг авторитет Смотрителя и безопасность Убежища и ушёл во внешний мир. Спасаясь от гнева Смотрителя, главный герой (героиня) сбегает из Убежища, выходит в безжалостный мир Пустошей и отправляется искать отца… и правду.
Интересные факты
В игре можно найти разрушенный офис Bethesda Softworks,
он расположен к юго-востоку от центра карты. Также в игре можно
встретить названия реально существующих в пригородах Вашингтона
городков — Файрфакса, Спрингфилда, Клиффсайда, Олни.
В японской версии игры убрана возможность подрыва ядерной бомбы в центре Мегатонны, а оружие «Толстяк» (англ. «Fat Man»)
переименовано ввиду того, что такое же кодовое имя имела атомная бомба,
сброшенная на японский город Нагасаки 9 августа 1945 г. Кроме того,
весьма любопытно, что данный вид игрового оружия имеет реальный
прототип (Davy Crockett), находившийся на вооружении войск США в ФРГ в 1960-е — 1970-е гг.
В первоначальной версии в игре присутствовали наркотические лекарственные вещества с реальными названиями (например морфин),
но из-за угрозы запрета продаж на территории Австралии (в этой стране
запрещены реалистичные воспроизведения реальных наркотических веществ)
их заменили на вымышленные названия. Однако в русской озвучке некоторых
персонажей от 1С вымышленный заменитель морфина называется морфином.
В поселении Мегатонна существует секта «Дети Атома», последователи
которой поклоняются неразорвавшейся атомной бомбе, лежащей в центре
города. Существование этой секты — намёк на фильм Теда Поста «Под
поверхностью Планеты Обезьян». В фильме показана человеческая секта,
поклоняющаяся ракете с ядерной боеголовкой, которую сектанты называют
«Божественная Бомба».
Имя хозяйки магазина в Мегатонне — «Мойра» выбрано в честь имени главной героини фильма Стенли Краймера «На берегу» (1959), рассказывающем о мире после ядерной катастрофы. В игру вошло много «пасхальных яиц» из этого фильма.
Имя DJ — отсылка к группе Three Dog Night.
Подруга вокалиста группы прочитала, что холодными ночами австралийские
аборигены спят в пещерах в обнимку с динго. Если ночь очень холодная —
они спят с двумя собаками, а если ночь выдалась особенно мёрзлой —
такую ночь называют «трёхсобачьей». Так что фраза DJ из игры «одного
дога недостаточно, двух тоже…» указывает на особо ужасную ситуацию в
мире Пустоши.
После спасения Папы из убежища 112 и путешествия с ним сначала в
Ривет-Сити, а затем к Мемориалу Джефферсона, для запуска системы
очистки воды, во время одного из диалогов в русском переводе папа
произносит следующую фразу: «Чистая вода для всех, даром, и пусть никто
не уйдет обиженным», которая является перифразом желания Рэдрика
Шухарта, главного героя повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких
Название «Убежище 101» связано с «комнатой 101» из произведения Дж.
Оруэлла "1984. Так же, как подтверждение, в убежище 92 в заметках была
упомянута команда «Здравый ум — не статистика». Эта фраза принадлежит
главному герою «1984»
Дополнения
Operation: Anchorage
Дополнение доступно для загрузки с 27 января2009 года —
только английская версия по цене 10$. Официально русская версия фирмой
1С не издавалась и не планируется, однако существует неофициальная
русифицированная версия, работающая с локализованной версией игры от 1С.[источник?]
Дополнение рассчитано на 5 часов игры и обладает линейным сюжетом. Геймплей представляет собой обычный современный action.
The Pitt
Выпущен 24 марта2009 года —
только английская версия по цене 10$. Официально русская версия фирмой
1С не издавалась и не планируется, однако существует неофициальная
русифицированная версия, работающая с локализованной версией игры от 1С.
Сюжет дополнения качественно проработан в традиционном духе игр
серии и ставит главного героя в неоднозначную ситуацию каждое из
решений которой имеет как положительные так и отрицательные стороны и
не обладает однозначностью. Основным объектом вокруг которого
развивается сюжетная линия является лекарство от троглодитного синдрома
неизбежно превращающего людей в трогов, однако не всё так просто как
кажется на первый взгляд.
Дополнение расчитано на 8 часов игры и несколько объёмней чем предыдущее.